Духовная жизнь

Как понимать слова «духовная жизнь»?
В наше время многие важные понятия размыты, и к духовной жизни сейчас кто-то может относить искусство, серьезную музыку, поэзию или что-то еще. Но в христианском понимании эти вещи не относятся к духовной жизни.
В Евангелии Господь призывает всех людей: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). И каждый уверовавший во Христа человек стремится перестраивать свою жизнь по заповедям Евангелия.
Это стремление называют ревностью о Боге, о спасении. Источник этой ревности – дух человека, рожденного в вечную жизнь благодатью Святого Крещения. Духу человека должны быть подчинены его душа и тело. Но в душе и теле человека живут другие устремления, злые, греховные, против которых как раз и направлены Евангельские заповеди. Апостол Павел называет душу и тело с этими устремлениями “плотью”: «плоть желает противного духу, а дух—противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17). Так что человек всегда стоит перед выбором: жить по духу или жить по плоти, поступать по ревности о спасении, или поступать по страстям. И нужно помнить, что это выбор между вечными жизнью и смертью, как пишет об этом Апостол Павел: «если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим.8:13). Вот эта жизнь по духовной ревности о спасении и называется духовной жизнью.
Можно подумать, что раз духовная жизнь – это жизнь по заповедям Христовым, то достаточно знать Евангелие или весь Новый Завет, чтобы знать, как поступать во всех случаях жизни. Это не так, потому что не только понимать Священное Писание можно по-разному, но даже и имея правильное понятие, претворять его в жизнь можно тоже совершенно неправильно, имея при этом неправые мысли, чувства, настроение, т.е., как говорят, действовать не в том духе.
Вот что пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых Отцов! Это – мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые Отцы, как возлюбленное свое дитя» воспитанное «посредством их писаний. Многие, все, отвергшие безумно, кичливо святых Отцов, приступившие непосредственно, с слепою дерзостию, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных…Из… отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать,- спасению и христианскому совершенству…». Для нас будут также полезны советы духовных наставников, живших совсем недавно, которые писали для современных или почти современных нам людей. Эти советы помогут нам лучше понимать и писания Святых Отцов, и Священное Писание, а главное — применять все прочитанное в жизни.
Мы приведем здесь фрагменты писем трех таких луховных наставников, получивших в Церкви наибольшее признание в последнее время. Это архимандрит Иоанн (Крестьянкин), игумен Никон (Воробьев) и схиигумен Иоанн (Алексеев) (книга «Письма Валаамского старца»). Все три подвижника обладали, по свидетельству духовных чад, дарами молитвы, прозорливости, исцелений, а главное — духовного рассуждения, наиболее ценного из духовных даров.
Из писем архимандрита Иоанна (Крестьянкин):
«Когда Господь призрел на Вас и помог выбраться из ада греховного, Вы парили на крыльях духа. И это был залог для укрепления веры. Но прошло время, и Вас, духовного младенца, стали ставить на ножки. И вот тогда все приобретения, сделанные Вами в жизни до прихода в Церковь, стали заявлять о своем присутствии в Вас и о своих правах на Вас. И враг не скоро перестанет оспаривать свои права на Вашу жизнь. А потому трудитесь над собой, несите тяготу своего бездуховного состояния как епитимию, и не забывайте, что за
вражьими тучами прячется солнышко…»
Из другого письма: «Дорогая А.! Ну как же ты читаешь Священное Писание и вдруг говоришь, что не можешь понять причину скорбей. «В мире скорбни будете, но мужайтесь…» Да и во что превратится человек без очистительных скорбей? Подумай. А я тебе ещё скажу, дорогая А., настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать. А ты, детка, не очистив душу от страстей, радости захотела. Страсти наши не дают к душе радости Божией прикоснуться. А потому и желание жить радостями и поиски радостей — явление незаконное. Искать надо не радости, а того, что содействует спасению души. К работе надо относиться как к послушанию, и в профессиональном плане быть всегда на должном уровне, а никак не ниже среднего.
…И когда только ты успеваешь сидеть перед телевизором? Как-нибудь спастись не удастся, а телевизор — это такая печать, сквозь которую трудно Божьему пройти, а если и пройдёт, то не приживётся. И ставим мы эту печать сами с желанием и любовью. Вот и подумай, как жить дальше. А., время коротко, и жить расхлябанно никак нельзя.»
Еще из письма:«Минута, в которую человек сам чает что-нибудь
произвести над собою и в себе самом, есть минута погашения жизни истинной, духовной, благодатной»
Далее — отрывки из Азбуки христианина, составленной отцом Иоанном:
«Человек, приступающий к духовной жизни, должен помнить, что он больной, ум у него находится в заблуждениях, воля более склонна ко злу, нежели к добру, и сердце пребывает в нечистоте от клокочущих в нем страстей, поэтому от начала духовной жизни все должно быть направлено на приобретение душевного здоровья.
Духовная жизнь есть постоянная неумолкаемая борьба с врагами спасения души; никогда не спи душевно, дух твой должен быть всегда бодр, непременно всегда зови в сей брани Спасителя твоего.
Постоянно проси: «Страх Твой, Господи, всади в сердце мое». О, как блажен тот, кто имеет постоянный трепет пред Богом!
Без необходимости неотложной никуда не ходи (не проводи время в праздности).
Как можно меньше говори, не смейся, не любопытствуй праздным любопытством. Не пребывай никогда без дела, а праздники церковные и воскресные дни почитай по заповеди Божией.
Все обиды терпи молчанием, потом укорением себя, потом молитвой за обидящих.
Самое главное для нас — это научиться терпению и смирению. Смирением мы победим всех врагов — бесов, а терпением — страсти, воюющие на нашу душу и тело.
Не показывай на молитве никому, как только Богу, своих слез умиления и ревности о спасении.
Всем все прощай и всем сочувствуй в страданиях их.
Не носись только с самим собою, как курица с яйцом, забывая ближних.
Кто ищет здесь покоя, в том не может пребывать Дух Божий.
Тоска и смущение нападают от недостатка молитвы.
Непотребства и недостатки должен знать только свои, о чужих грехах ТЩАТЕЛЬНО берегись и думать и рассуждать, не губи себя осуждением других.
Не будь своеволен, ищи духовного совета и наставления.
Каждый вечер исповедуйся Богу во всех своих греховных делах, мыслях, словах, бывших в течение дня.
Внутренняя скорбь о грехах своих спасительнее всех телесных подвигов.
Навыкни бдительно и постоянно (всегда) следить за собой, в особенности за своими чувствами: через них в душу входит враг.
Когда познаешь слабости свои и бессилие к сотворению добра, то помни, что ты не сам спасаешь себя, а спасает тебя Спаситель твой Господь Иисус Христос.
Неприступною крепостью твоею должна быть твоя вера. Не дремлет лютый враг — стережет твой каждый шаг.
Нас сближает с Богом жизненный крест: скорбь, теснота, болезнь, труды; не ропщи на них и не бойся их.
Как можно чаще с умилением сердца приобщайся Св. Животворящих Христовых Тайн, ты живешь только ими.
Никогда не забывай, что Он, Господь Иисус Христос, близ есть при дверех, не забывай, что скоро Суд и воздаяние в какой для кого час.»

А вот свидетельство о событии, происшедшем в декабре 2000 года: «На пороге нового столетия отец Иоанн несколько дней пробыл в полном затворе. Он не выходил из своего уединения ни днем, ни ночью. Когда же вернулся, лицо его еще долго носило отблеск нездешнего мира. Келейнице своей он подал конверт. На ее вопросительный взгляд произнес одно слово: «Посмотри». В конверт были вложены два листа в клеточку. Один из них с неровным краем, очевидно, вырванный в спешке. Из написанного явствовало, что Бог доверил отцу Иоанну видеть тайну жизни нашего времени. Ее отец Иоанн унес с собой. Два дня подряд, повторяя одно и тоже видение, Господь через него дал живущим Свое Завещание:
«Стой и смотри, что Я допустил для вашего вразумления без внезапной кончины людей. Виновных не ищите, виновных не ищите! Молитесь! Будьте в жизни всегда и во всем осторожны». Этот текст, слово в слово был записан на обоих листках, датированных 22-м и 23-м декабря соответственно. Время на обоих листках было проставлено одинаковое — 11-45.

Далее — из писем игумена Никона (Воробьева).
«А о душе что сказать: нашему времени дан один подвиг — сознавать свои грехи и бессилие, каяться в них и терпеть без ропота все, что Господь попустит. Но и это совершить мы можем, только испрашивая постоянно помощи от Господа, т. е. должны по силе своей чаще обращаться молитвенно к Господу и никого ни в коем случае не осуждать, а всех прощать, чтобы по закону духовному самим не быть осужденными.»
«Не будем диктовать Господу, а станем внедрять в сердце покорность Господу, преданность Его святой воле. Господь ведет нас легчайшим путем ко спасению, соответственно нашим свойствам, силам, обстоятельствам и проч., и проч. Слепой не указывает дороги зрячему.»
«Вам известно, что в последние времена будут спасаться скорбями. Разве мы исключены из этого закона? Недаром Св. Отцы советовали чаще, ежедневно по многу раз, вспоминать о смерти, о Суде, о необходимости дать отчет Господу за каждое дело, слово, помышление, за лукавство, за привязанности к миру, за тщеславие, за все тайное, ведомое только Господу да нашей совести. И вы чаще вспоминайте об этом.»
«Просите у Господа покаяния, сердца сокрушенного, постарайтесь понять, почему величайшие святые постоянно плакали о грехах своих. Чаще вспоминайте, что сделал для Вас Господь, придя на землю и распявшись за Вас, и чем Вы воздали Ему. Сознавайтесь и сознавайтесь пред Ним, что Вы имеете неоплатный долг, которого никакими (тем более “добрыми делами”) подвигами, никакими “всесожжениями” не уплатите. Единственно, что остается нам — умолять о прощении неоплатного долга, сокрушаться и смиряться пред Ним и
его образом — человеками. «Сердце сокрушенно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Вот Ваше делание. Все прочее — прелесть, обман себя, а как следствие отсюда идет потеря мира душевного, маловерие, осуждение ближних и прочее зло. По плодам узнается дерево. Страх, даже ужас пред смертью есть следствие неправильного устроения. Пока Вы будете надеяться на свои дела и подвиги — Вы не сможете быть покойной. Ни один человек от создания мира не спасался своими делами. Нас спасает Господь. Ему мы и должны вверять себя
и свою судьбу и здесь, и по смерти. А если вверяем себя Ему, то по силе своей должны и поступать так, как Он велит, т. е. понуждать себя к исполнению Его святых заповедей, а в нарушениях вольных и невольных искренне каяться. Если это устроение будет не в голове, а внедрится глубоко в сердце, то Вы будете покойны везде и всегда. Ваша душа в руках Господа. Кто может повредить ей?! Но это состояние не сразу дается. Будете искать — найдете.»
«Надо все делать по силам. На телесное все силы убивают, а на душу остается несколько сонных минут. Разве так можно? Надо помнить слова Спасителя: «Ищите прежде царствия Божия»… и прочее (Мф. 6:33). Эта заповедь, как “не убий”, “не блуди” и пр. Нарушение этой заповеди часто больше вредит
душе, чем случайное падение. Оно незаметно охлаждает душу, держит ее в нечувствии, а часто приводит к духовной смерти: “пусть мертвые погребают своих мертвецов” (Мф. 8:22), мертвые душой, без чувства духовного, без горячности в делании заповедей, ни горячие, ни холодные,которых Господь угрожает «изблевать от уст Своих» (Откр. 3:16). Надо хоть один раз в сутки на
несколько минут ставить себя на суд пред Господом, как будто мы умерли и в сороковой день стоим перед Господом и ждем изречения о нас, куда Господь пошлет нас. Представ мысленно пред Господом в ожидании суда, будем плакать и умолять милосердие Божие о помиловании нас, об отпущении нашего огромного неоплатного долга. Советую всем принять это в постоянное делание до смерти. Лучше вечером, а можно и в любое время, сосредоточиться всей душой и умолять Господа простить нас и помиловать; еще лучше несколько раз в день. Это заповедь Божия и Св. Отцов, позаботьтесь хоть несколько о душе своей. Все проходит, смерть за плечами, а мы совсем не думаем, с чем предстанем на суд и что о нас изречет Праведный Судия,знающий и помнящий всякое наше движение — самое тонкое — души и тела от юности до
смерти. Что мы будем отвечать?
М. обиделась зимой, что я ей не даю указаний, что делать и читать, а сама пяти минут не исполняет. Вот делай, М., то, что сейчас сказал, только как следует, тогда не надо будет тебе ничего и читать, получишь гораздо больше, чем если бы с утра до вечера читала. Все дело в том и есть, что читаем и знаем, что надо делать, а ничего не делаем. Ждем, чтобы за нас какой-либо дядька сделал. А ведь можем получить участь бесплодной смоковницы. «Проклят» всяк, «творяй
дело Господне с небрежением» (Иер. 48:10). А мы как творим дело спасения нашего? Как молимся, как исполняем заповеди, как каемся и проч., и проч.? «Секира при корени дерева лежит».

Схиигумен Иоанн (Алексеев):
Пишешь, что 25 лет читаешь и слушаешь и питаешься словом Божиим, а толку нет. Какой же ты хочешь иметь толк? Или хочешь увидеть себя во всем исправной и святой? Но так в духовной жизни не бывает. Будь довольна тем, что видишь свои недостатки, ибо от этого, незаметно, постепенно приходит, хотя и в малой степени, смирение. А уклонения и увлечения очень смиряют нашу самость. Мне помнится, что я писал тебе об этом не один раз. Это хорошо,
что вы с Х. желаете заняться молитвой, добрый час, умудри вас Господь! Однако, знайте, что всякое доброе дело — разговор духовный, чтение душеспасительных книг, потерпеть обиду и т.д. относится к молитве.»
Из другого письма: «Господь по своей милости дал тебе вкусить, хотя малаго толику, яко благ Господь: ты теперь маленько стала понимать, что такое «царство Божие внутри вас есть». В такой момент видимый мир, как бы уже не существует, блаженное состояние тебе теперь понятно и по каким причинам оно оставляет нас. Умудри тебя, Господи! Твой способ борьбы со страстями правильный, ибо порядка в страстях нет, какая страсть посетит, с той и борись, однако знай, что
ты своими силами не можешь победить их, вот тут-то и надо призывать Господа на помощь. А осуждение великое зло, осуждающие восхищают суд Божий, и Господь попускает таким людям впадать в те же грехи, причина осуждения от невнимательной жизни; загляни-ка хорошенько в свое сердце, сколько там найдется разной гнили.
У тебя здоровье тоже незавидное, однако не унывай — расположись на волю Божию, не сегодня, а завтра все же умрем. Вот, что я заметил: большая ошибка и немощь — много заботится, чтобы продлить нашу жизнь, однако жизнь и смерть в руках Божиих, и Господь сказал: «Ищите же прежде царства
Божия и правды его, и это все приложится вам». Вот наша забота и стремление должны быть, чтобы жить по заповедям его, и очистить сердце от страстей. Писал я тебе, не горячись. Это относится к тому, чтобы к высшему не стремилась раньше времени — все в свое время бывает. Если будет приготовлено, исполнением заповедей Божиих, место в сердце, тогда придет и то
хорошее состояние, однако без нашего ожидания. Наше дело стремиться и трудиться, а прочее все зависит уже от благодати. Еще замечу, если
будешь осуждать, то не придут к тебе слезы и умиление. »
Из другого письма: «Пишешь, что дела развлекают молитву. При делах имей память Божию, она тоже молитва, и то хорошо, что есть у тебя стремление к духовной жизни и к молитве. Это уже половина спасения, а далее Бог поможет тебе, только не унывай и не малодушествуй, помоги тебе Господи. Еще пишешь, что и начала не положила. Это чувство хорошее, путь к смирению, в духовной жизни так и есть по закону духовного ведения, чем больше человек приближается к Богу, тем больше видит себя неисправнее и грешнее. Избави Бог, если человек увидит себя
праведным.»
«Как ты молишься, так и продолжай молиться, молитва Иисусова и память Божия, что Бог тут все видит и все знает, одинакова с молитвой. К высшему не стремись, как-то к умилению и к слезам, — это приходит без нашего ожидания, конечно, по Божией милости.»
Пишешь, что ты не устойчивая, и справедливо, ты подобна тростинке ветром колеблемой, как ветерок новостей подул, то и зашаталась в стороны, а причина то вот ведь в чем: от рассеянности и невнимания к своей внутренней жизни, и мало располагаешься на волю Божию, похвалили родину и готова ехать туда. Однако знай, куда бы ты не поехала, свой внутренний хаос с собой повезешь, и там встретишь людей, а не ангелов, а царствие-то Божие ведь не вне. А
внутри нас. Если позаботимся о едином на потребу, тогда остальное все приложится, ибо это сказано Самим Господом. Сегодня воскресенье (Торжество Православия), неделя поста уже и прошла, время летит точно на крыльях, коротенькая наша эта земная жизнь в сравнении с будущей вечной — точно
песчинка в море. А что-то мало мы думаем о вечности и плохо приготовляемся к ней, уж очень оземленились и позабыли думать о едином на потребу. Господи, даждь ми память смертную.»
«Ты пишешь, что осуетилась и мало ревности подняться от земли. Не горячись, будь довольна тем, что есть: стремление о едином на потребу. Всякому свой образ жизни; сообразуйся со своим положением и умудряйся, чтобы было все ради Бога. К созерцательной жизни не стремись, старайся проводить жизнь деятельную, ведь я тебе говорил: старайся исполнять евангельские заповеди, ибо суд во второе пришествие будет по Евангелию. Впрочем, Бога не представляй строгим карателем. Он очень милостивый. Слава, Господи, Твоему
милосердию! Аще случится пошатнуться в добродетели — не трепещи, ибо наше естество очень изменчиво. Ангелам, только, свойственно неизменно стоять в добродетели. По апостолу: «Задняя забывай и вперед стремится»
Еще из одного письма: «Ты пишешь, что борет тебя гнев, «И мира и утешения не имеешь». Если не будем трудиться и работать над своим сердцем — мира и утешения не будет. Надо же наконец взять себя в руки, не все же жить спустя рукава! Ибо нуждницы восхищают царство небесное (Мф. 11:12 ). Антоний Великий сказал своему ученику: «Ни Бог, ни я тебе не помогут, если сам не будешь трудиться».

Читайте также:
О чтении Евангелия и чтении Отцов (свт.Игнатий Брянчанинов)
Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Письма игумена Никона (Воробьева)
Письма валаамского старца, схиигумена Иоанна (Алексеева)