Человек после своего создания стал жить в Раю в общении с Богом. На всяком месте, во всякое время он повсюду ощущал Его присутствие, и не имел нужды в особом месте для обращения к Нему, как не имел и никакой другой нужды, поскольку был преисполнен благодати Божией и имел бессмертное и бесстрастное тело, и такую же душу.
Из-за грехопадения человек потерял все эти дары. Он и его потомки стали нуждаться во всем. И стали нуждаться в особом месте, где можно было бы особенно ощутить присутствие Бога, чтобы совершить благоговейное поклонение Ему. Таким местом у первых людей становятся жертвенники — специальные камни, на которые возлагались и потом сжигались приносимые Богу дары — плоды земледелия и скотоводства. Из книги Бытия известно, что первые сыновья Адама приносили таким образом жертвы Богу, и Бог эти жертвы принимал.
Поклонение перед жертвенниками продолжалось несколько тысячелетий, до того времени, когда на земле, особым устроением Божиим, появился богоизбранный израильский народ, призванный поклоняться единому истинному Богу и творить Его волю. Остальные народы тогда поклонялись вымышленным ими «богам», в культ поклонения которым всегда входило что-нибудь греховное, противное воле Божией. Поэтому в Священном Писании Ветхого Завета эти боги иногда называются «мерзостями»: Астарта, мерзость Сидонская, Хамос, мерзость Моавитская и т. д. Апостол Павел писал, что поклоняющиеся эти богам на самом деле поклоняются бесам.
Своему избранному народу, через пророка Моисея, Бог преподал законы богоугодной жизни, в числе которых было и повеление об устройстве первого на земле храма истинного Бога. Об этом можно прочесть в книге Исход, начиная с главы 25. Она начинается с повеления израильтянам принести для устроения святилища драгоценные металлы, камни, ткани, шкуры животных и прочие материалы, которые подробно перечисляются. Далее идет подробное, до мелочей, описание внешнего и внутреннего убранства нового храма, назначение поименно старших мастеров. Подробное описание устройства храма, священнических одежд, порядка принесения жертв занимает в книге Исход 6 глав, и не оставляет места никакому человеческому произволу. Там же делается предостережение: «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе».
Если сказать вкратце, первый храм представлял из себя скинию, т. е. палатку, обнесенную оградой, все это было сделано из покрывал и деревянных столбов. Пространство внутри ограды называлось двором, и являлось уже священной территорией храма, на которой стоял жертвенник для сожжения жертв. Сама скиния была разделена на две части – Святое (или святилище) и Святое Святых. Во Святом находился жертвенник для курений, стол для хлебов приношения, а во Святом Святых – ковчег со скрижалями Завета — каменными досками, на которых Богом на горе Синай записал заповеди Закона. Ковчег Завета, покрытый крышкой, на которой были установлены статуи двух херувимов, покрывающих своими крыльями ковчег, был главной святыней народа Божьего. Господь обещал Моисею: «Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым».
В последних главах книги Исход описывается само создание храма, и его освящение через помазание елеем, чин которого тоже был заповедан Моисею Богом. Сразу после освящения скинию покрыло облако славы Божией, знаменуя собой вселение Бога в новый храм. Так описывает это книга Исход:
«И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их».
По прошествии многих лет, когда народ Божий уже давно жил в земле обетованной, царь Соломон построил в Иерусалиме каменный храм по образцу скинии, украсив его драгоценными материалами. Через несколько веков, за отступление народа Божьего от Бога, этот храм был разрушен вавилонянами, а затем, спустя несколько десятков лет, опять восстановлен по тому же образцу. Этот храм оставался единственным на земле храмом истинного Бога во весь ветхозаветный период.
С пришествием в мир Христа Спасителя, после совершенного Им дела спасения рода человеческого, Ветхий Завет уступил место Новому Завету. Народом Божиим стали христиане, заменившие в этом качестве отвергнувших Христа иудеев. Заповеди Христовы заменили (а вернее — дополнили) собой ветхозаветные заповеди; иудейское родовое священство заменено христианским священством. Иерусалимский храм, вместе с Иерусалимом, был разрушен спустя примерно 40 лет после вознесения Господа Иисуса Христа на небо. И со временем появилось множество христианских храмов, по своему устройству очень похожих на ветхозаветный храм. Двору ветхозаветного храма соответствует притвор христианского, Святому ветхозаветного — основная часть храма, где молятся люди, а Святому Святых соответсвует алтарь. Принесение в жертву животных, служившее для прообразования Крестной Жертвы Спасителя, больше не совершается, потому что потеряло свой смысл. Жертвенник в храме остался, но находится теперь в алтаре, и на нем теперь совершается так называемая «бескровная жертва», т.е. священнодействия по приготовлению хлеба для таинства Евхаристии, символически изображающие смерть Спасителя. Вместо Ковчега Завета, как главной святыни храма, теперь – престол, стоящий посреди алтаря, с находящимися на нем Святыми Тайнами, Телом и Кровью Господа Иисуса Христа, помещенными также в некий ковчег, называемый дарохранительницей. Таким образом, сам Бог, Господь наш Иисус Христос, не образно, а действительно пребывает на престоле в алтаре каждого православного христианского храма, и этот храм, маленький или большой, является никак не менее святым местом, чем был тот единственный на земле Иерусалимский храм, который Сам Господь назвал Своим домом: «Дом Мой, дом молитвы наречется».
Эти слова, которые мы знаем из Евангелия от Луки, очень примечательны, учитывая повод, по которому они были произнесены. Господь произносит их, выгнав из храма продавцов животных и меновщиков денег. От их деятельности было так шумно, что Господь уподобил происходящее в храме пирушке разбойников. Это не давало осуществиться той цели, для которой храм устроен – чтобы пришедший в него человек мог почувствовать себя перед Богом и помолиться Ему.
Не только шум в храме, но и настроение человека, с которым он стоит в нем, может помешать его молитве. Чтобы уметь настраивать себя на плодотворное пребывание в храме, полезно, время от времени, приводить себе на память слова святых церковных учителей о храме Божием.
Вот что пишет, напрмер, святитель Василий Великий на слова из псалма: «И в храме Его всякий глаголет славу» : “Да слышат слова псалма и да стыдятся те, которые предаются многоглаголанию. Что говорит псалом? Кто в храме Божием, тот не злословит и возвещает не суету, не что-либо исполненное срама, но в храме Его всякий глаголет славу. Здесь стоят святые Ангелы и записывают твои слова, здесь Сам Господь, и назирает расположение входящих. Молитва каждого открыта пред Богом; Ему открыто, кто по расположению, кто разумно просит небесного, кто только для вида, одними краями уст выговаривает слова, а сердце его далеко отстоит от Бога, кто хотя и молится, но просит здоровья телесного, плотского богатства, человеческой славы. Ни о чем же подобном не должно молиться, как научает псалом, но в храме Его всякий глаголет славу. Небеса поведают славу Божию (Пс. 18, 2). Занятие Ангелов — славословить Бога. Для всего небесного воинства одно дело — воссылать славу Создателю. Всякая тварь, и безмолвная и вещающая, и премирная и земная, славит Создавшего. А жалкие люди, оставив дома и стекшись в храмы, чтобы получить там некоторую пользу, не преклоняют слуха к словесам Божиим, не приходят в сознание своей природы. Не скорбят о том, что ими обладает грех, не скорбят, приводя себе на память грехи свои, не трепещут суда, но, с улыбкою простирая друг к другу руки, дом молитвы делают местом длинных бесед, не внимая псалму, который свидетельствует и говорит, что в храме Божием всякий глаголет славу. А ты не только сам не глаголешь славы, но и другому служишь препятствием, обращая его внимание на себя и своим шумом заглушая учение Духа. Смотри, вместо того чтобы получить награду за славословие, не выйди отсюда осужденным вместе с хулящими имя Божие. У тебя есть псалом, есть пророчество, евангельские заповеди, апостольские проповеди. Пусть поет язык, пусть ум изыскивает смысл сказанного, чтобы воспеть тебе духом, воспеть же и умом. Бог не требует славы, но хочет, чтобы ты стал достоин прославления. Посему еже сеет человек, тожде и пожнет (ср.: Гал. 6, 7). Посей славословие, чтобы пожать себе венцы и почести, и похвалы в Царстве Небесном. Сие не без пользы сказано мною, в виде отступления, на слова: во храме Его всякий глаголет славу, потому что есть люди, которые во храме Божием непрестанно пустословят и без пользы ходят во храм. И хорошо еще, если без пользы, а не со вредом!”
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Без всякого сомнения превосходнейшее по достоинству своему из всех зданий земных есть храм, или дом Божий, церковь, слова эти тождезначущи. Хотя Бог присутствует повсюду, но в церкви присутствие Его проявляется особенным образом, самым ощутительным и самым полезнейшим для человека…Божий храм есть земное небо: «в храме славы Твоея Господи стояще, на небеси стояти мним», – воспевает святая Церковь. Храм есть место общения Бога с человеками: в нем совершаются все христианские таинства. Божественная Литургия и хиротония не могут быть совершены нигде, как только в храме. И прочие таинства также должны быть совершаемы в храме: по крайней нужде допускается совершение их, особенно исповеди и Елеосвящения, в домах. Денно и нощно храм Божий оглашается славословием Бога; для слов мира сего в нем нет места. Все в храме Божием свято: и самые стены, и помост, и воздух. Постоянно хранит его Ангел Божий; Ангелы Божии и святые торжествующей Церкви нисходят в него. Присутствие в таком священном здании составляет величайшее счастье для земного странника. Святой пророк Давид, хотя был царь, хотя имел обширные и великолепные палаты, хотя обладал всеми средствами земного наслаждения и увеселения, но, как бы рассмотрев все и оценив все должным образом, сказал: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его» (Пс. 26:4). Это произнес устами Давида Святой Дух. Кто во время земной жизни будет по возможности часто посещать храм Божий, как бы жить в нем, тот, разлучившись с телом, весьма удобно перейдет для вечного празднования в небесный, нерукотворенный храм, которого зиждитель – Бог. В храме мы и молимся, и назидаемся, и очищаемся от грехов, и сообщаемся с Богом.»
Святитель Иннокентий Херсонский: «Можно и без храма находить доступ ко Всевышнему, как и находили его некогда праотцы, когда во всем мире не было ни единого храма, и как находят его и ныне те, кои жребием своей жизни удалены от всех храмов. Но тем непростительнее, имея среди жилищ своих селение Всевышнего и приснотекущий в нем источник благодати и освящения, не уметь, или не хотеть черпать из него и оставаться в отдалении по духу от Господа. В таком случае самый храм, вместо того чтобы быть ходатаем за нас, возглаголет противу нас. Что же должно делать, чтобы храм сей принес нам всю душевную пользу? Во-первых, чаще посещать его. Надобно бы посещать, если бы богослужение совершалось и каждый день, ибо отказались ли бы мы быть у царя, если бы он приглашал нас, каждый день? Но тем паче не должно пропускать святого служения, потому что оно совершается только по праздникам. Можно ли не посетить храма Божия в праздники? Это показало бы, что мы не боимся Господа и небрежем о спасении душ своих. Если придет мысль, чтобы в праздник, когда звонят к церкви, остаться, то будь уверен, что эта мысль от лукавого. Он употребляет для сего разные предлоги: то говорит, что у тебя то и то не сделано, займись этим теперь, а в храм сходишь в другое воскресенье. Не обольщайтесь сею мыслью. Много ли наделаешь в тот час, в который бываем в церкви? И пойдет ли дело с успехом, когда ты будешь делать его, не помолившись прежде в церкви, и не испросив благословения Божия? У тех, кои набожны и прилежны ко храму, все дела бывают лучше; а у презрителей святыя церкви самый труд бывает не впрок. Еще говорит иногда враг: «ты не так здоров, останься дома, отдохни». Как будто во храм идут на работу! Там-то и отдых душе и совести! То ли дело, когда поусерднее помолишься: на душе становится легче, а с душою и телу лучше. Теплая молитва ко Господу – наилучшее лекарство от всех болезней.
Посещая храм, надобно уметь стоять в нем как должно; иначе, и быв в церкви, ничего не получишь для души; даже вместо пользы получишь вред… В храм надобно идти с умом чистым, быть опрятно одетым, но без особых украшений; в храме надобно стоять тихо, устремив взор и мысль к Богу и святым иконам. Если необходимо сказать кому что-либо, то сказать кратко и тихо. Должно воздерживать себя от самых естественных движений, дабы не помешать тому, что читается, или поется, например, не кашлять громко, и тому подобное.
Благоустроив себя таким образом, надобно питать душу свою тем, что совершается во храме.
Здесь, во-первых, совершается разное чтение – Евангелия, Апостола, пророчеств, канонов, стихир, молитв. Когда читается все это, особенно Евангелие и Апостол, то вперяй весь ум в то, что слышишь, ибо ты слышишь слово Божие, а слово Божие дороже, как говорит святой Давид, перлов и золота. Как бы ты подбирал, если бы кто сыпал тебе жемчуг или златники? Так подбирай и слова, выходящие из уст читающего в церкви. Кто знает, какое из них подействует на твою душу? По невниманию можно проронить именно то слово, которое для тебя предназначено. Мы видим из жизни святых людей, что они от одного какого-либо слова Евангельского оставляли греховную жизнь, переменялись совершенно и начинали быть святыми. То же может быть и с тобою, если будешь внимателен. А если не будешь, то что бы ни читалось, все пройдет мимо уха и не оставит никакого следа в сердце и, не принеся пользы, обратится в осуждение. «Слово, – говорит Спаситель, – еже глаголах, то судит ему в последний день» (Ин. 12:48). Почему судит? Потому что слышали его без внимания и не воспользовались им. Лучше было бы не слышать его и не знать пути Господня, подобно язычникам. «Аще не бых пришел, – говорит Господь, – и глаголал им, греха не быша имели: ныне же вины не имут о гресе своем» (Ин. 15:22).
Далее, в храме совершаются Таинства, особенно Таинство Тела и Крови Христовой. Это бывает во время литургии, особенно последней части ее. Тут посему потребно особенное и внимание, и благоговение, ибо это время чудес. И когда диакон скажет: «Станем добре, станем со страхом…» соберись со всеми мыслями и чувствами, отложи всякое земное попечение, вообрази, что ты стоишь на Голгофе и пред тобою на кресте Сын Божий, Спаситель твой; или что ты в горнице Сионской, и пред тобою нисходит Дух Святый. Воздень вместе со священником руки к Богу и молись; пади с ним на помост храма, и благодари Бога за неизреченную Его милость. Ибо как не милость, когда на святом престоле приносится в сию минуту за грехи наши Жертва столь великая? Как не чудо, когда обыкновенный хлеб и вино, действием Святаго Духа, обращаются в эту минуту в Тело и Кровь Христову, дабы питать души наши в жизнь вечную?
Когда мы таким образом будем посещать храм Божий, то каждый раз будем возвращаться в домы свои лучшими, нежели как пошли в него: ум у нас будет светлее, сердце спокойнее, совесть живее, упование тверже. Когда мы таким образом будем посещать храм, то все и в домах наших сделается лучше, мы перестанем предаваться невоздержанию, слово гнилое не будет выходить из уст наших, самые худые мысли со дня на день реже будут заходить в наш ум. Аминь»
Из-за грехопадения человек потерял все эти дары. Он и его потомки стали нуждаться во всем. И стали нуждаться в особом месте, где можно было бы особенно ощутить присутствие Бога, чтобы совершить благоговейное поклонение Ему. Таким местом у первых людей становятся жертвенники — специальные камни, на которые возлагались и потом сжигались приносимые Богу дары — плоды земледелия и скотоводства. Из книги Бытия известно, что первые сыновья Адама приносили таким образом жертвы Богу, и Бог эти жертвы принимал.
Поклонение перед жертвенниками продолжалось несколько тысячелетий, до того времени, когда на земле, особым устроением Божиим, появился богоизбранный израильский народ, призванный поклоняться единому истинному Богу и творить Его волю. Остальные народы тогда поклонялись вымышленным ими «богам», в культ поклонения которым всегда входило что-нибудь греховное, противное воле Божией. Поэтому в Священном Писании Ветхого Завета эти боги иногда называются «мерзостями»: Астарта, мерзость Сидонская, Хамос, мерзость Моавитская и т. д. Апостол Павел писал, что поклоняющиеся эти богам на самом деле поклоняются бесам.
Своему избранному народу, через пророка Моисея, Бог преподал законы богоугодной жизни, в числе которых было и повеление об устройстве первого на земле храма истинного Бога. Об этом можно прочесть в книге Исход, начиная с главы 25. Она начинается с повеления израильтянам принести для устроения святилища драгоценные металлы, камни, ткани, шкуры животных и прочие материалы, которые подробно перечисляются. Далее идет подробное, до мелочей, описание внешнего и внутреннего убранства нового храма, назначение поименно старших мастеров. Подробное описание устройства храма, священнических одежд, порядка принесения жертв занимает в книге Исход 6 глав, и не оставляет места никакому человеческому произволу. Там же делается предостережение: «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе».
Если сказать вкратце, первый храм представлял из себя скинию, т. е. палатку, обнесенную оградой, все это было сделано из покрывал и деревянных столбов. Пространство внутри ограды называлось двором, и являлось уже священной территорией храма, на которой стоял жертвенник для сожжения жертв. Сама скиния была разделена на две части – Святое (или святилище) и Святое Святых. Во Святом находился жертвенник для курений, стол для хлебов приношения, а во Святом Святых – ковчег со скрижалями Завета — каменными досками, на которых Богом на горе Синай записал заповеди Закона. Ковчег Завета, покрытый крышкой, на которой были установлены статуи двух херувимов, покрывающих своими крыльями ковчег, был главной святыней народа Божьего. Господь обещал Моисею: «Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым».
В последних главах книги Исход описывается само создание храма, и его освящение через помазание елеем, чин которого тоже был заповедан Моисею Богом. Сразу после освящения скинию покрыло облако славы Божией, знаменуя собой вселение Бога в новый храм. Так описывает это книга Исход:
«И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их».
По прошествии многих лет, когда народ Божий уже давно жил в земле обетованной, царь Соломон построил в Иерусалиме каменный храм по образцу скинии, украсив его драгоценными материалами. Через несколько веков, за отступление народа Божьего от Бога, этот храм был разрушен вавилонянами, а затем, спустя несколько десятков лет, опять восстановлен по тому же образцу. Этот храм оставался единственным на земле храмом истинного Бога во весь ветхозаветный период.
С пришествием в мир Христа Спасителя, после совершенного Им дела спасения рода человеческого, Ветхий Завет уступил место Новому Завету. Народом Божиим стали христиане, заменившие в этом качестве отвергнувших Христа иудеев. Заповеди Христовы заменили (а вернее — дополнили) собой ветхозаветные заповеди; иудейское родовое священство заменено христианским священством. Иерусалимский храм, вместе с Иерусалимом, был разрушен спустя примерно 40 лет после вознесения Господа Иисуса Христа на небо. И со временем появилось множество христианских храмов, по своему устройству очень похожих на ветхозаветный храм. Двору ветхозаветного храма соответствует притвор христианского, Святому ветхозаветного — основная часть храма, где молятся люди, а Святому Святых соответсвует алтарь. Принесение в жертву животных, служившее для прообразования Крестной Жертвы Спасителя, больше не совершается, потому что потеряло свой смысл. Жертвенник в храме остался, но находится теперь в алтаре, и на нем теперь совершается так называемая «бескровная жертва», т.е. священнодействия по приготовлению хлеба для таинства Евхаристии, символически изображающие смерть Спасителя. Вместо Ковчега Завета, как главной святыни храма, теперь – престол, стоящий посреди алтаря, с находящимися на нем Святыми Тайнами, Телом и Кровью Господа Иисуса Христа, помещенными также в некий ковчег, называемый дарохранительницей. Таким образом, сам Бог, Господь наш Иисус Христос, не образно, а действительно пребывает на престоле в алтаре каждого православного христианского храма, и этот храм, маленький или большой, является никак не менее святым местом, чем был тот единственный на земле Иерусалимский храм, который Сам Господь назвал Своим домом: «Дом Мой, дом молитвы наречется».
Эти слова, которые мы знаем из Евангелия от Луки, очень примечательны, учитывая повод, по которому они были произнесены. Господь произносит их, выгнав из храма продавцов животных и меновщиков денег. От их деятельности было так шумно, что Господь уподобил происходящее в храме пирушке разбойников. Это не давало осуществиться той цели, для которой храм устроен – чтобы пришедший в него человек мог почувствовать себя перед Богом и помолиться Ему.
Не только шум в храме, но и настроение человека, с которым он стоит в нем, может помешать его молитве. Чтобы уметь настраивать себя на плодотворное пребывание в храме, полезно, время от времени, приводить себе на память слова святых церковных учителей о храме Божием.
Вот что пишет, напрмер, святитель Василий Великий на слова из псалма: «И в храме Его всякий глаголет славу» : “Да слышат слова псалма и да стыдятся те, которые предаются многоглаголанию. Что говорит псалом? Кто в храме Божием, тот не злословит и возвещает не суету, не что-либо исполненное срама, но в храме Его всякий глаголет славу. Здесь стоят святые Ангелы и записывают твои слова, здесь Сам Господь, и назирает расположение входящих. Молитва каждого открыта пред Богом; Ему открыто, кто по расположению, кто разумно просит небесного, кто только для вида, одними краями уст выговаривает слова, а сердце его далеко отстоит от Бога, кто хотя и молится, но просит здоровья телесного, плотского богатства, человеческой славы. Ни о чем же подобном не должно молиться, как научает псалом, но в храме Его всякий глаголет славу. Небеса поведают славу Божию (Пс. 18, 2). Занятие Ангелов — славословить Бога. Для всего небесного воинства одно дело — воссылать славу Создателю. Всякая тварь, и безмолвная и вещающая, и премирная и земная, славит Создавшего. А жалкие люди, оставив дома и стекшись в храмы, чтобы получить там некоторую пользу, не преклоняют слуха к словесам Божиим, не приходят в сознание своей природы. Не скорбят о том, что ими обладает грех, не скорбят, приводя себе на память грехи свои, не трепещут суда, но, с улыбкою простирая друг к другу руки, дом молитвы делают местом длинных бесед, не внимая псалму, который свидетельствует и говорит, что в храме Божием всякий глаголет славу. А ты не только сам не глаголешь славы, но и другому служишь препятствием, обращая его внимание на себя и своим шумом заглушая учение Духа. Смотри, вместо того чтобы получить награду за славословие, не выйди отсюда осужденным вместе с хулящими имя Божие. У тебя есть псалом, есть пророчество, евангельские заповеди, апостольские проповеди. Пусть поет язык, пусть ум изыскивает смысл сказанного, чтобы воспеть тебе духом, воспеть же и умом. Бог не требует славы, но хочет, чтобы ты стал достоин прославления. Посему еже сеет человек, тожде и пожнет (ср.: Гал. 6, 7). Посей славословие, чтобы пожать себе венцы и почести, и похвалы в Царстве Небесном. Сие не без пользы сказано мною, в виде отступления, на слова: во храме Его всякий глаголет славу, потому что есть люди, которые во храме Божием непрестанно пустословят и без пользы ходят во храм. И хорошо еще, если без пользы, а не со вредом!”
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Без всякого сомнения превосходнейшее по достоинству своему из всех зданий земных есть храм, или дом Божий, церковь, слова эти тождезначущи. Хотя Бог присутствует повсюду, но в церкви присутствие Его проявляется особенным образом, самым ощутительным и самым полезнейшим для человека…Божий храм есть земное небо: «в храме славы Твоея Господи стояще, на небеси стояти мним», – воспевает святая Церковь. Храм есть место общения Бога с человеками: в нем совершаются все христианские таинства. Божественная Литургия и хиротония не могут быть совершены нигде, как только в храме. И прочие таинства также должны быть совершаемы в храме: по крайней нужде допускается совершение их, особенно исповеди и Елеосвящения, в домах. Денно и нощно храм Божий оглашается славословием Бога; для слов мира сего в нем нет места. Все в храме Божием свято: и самые стены, и помост, и воздух. Постоянно хранит его Ангел Божий; Ангелы Божии и святые торжествующей Церкви нисходят в него. Присутствие в таком священном здании составляет величайшее счастье для земного странника. Святой пророк Давид, хотя был царь, хотя имел обширные и великолепные палаты, хотя обладал всеми средствами земного наслаждения и увеселения, но, как бы рассмотрев все и оценив все должным образом, сказал: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его» (Пс. 26:4). Это произнес устами Давида Святой Дух. Кто во время земной жизни будет по возможности часто посещать храм Божий, как бы жить в нем, тот, разлучившись с телом, весьма удобно перейдет для вечного празднования в небесный, нерукотворенный храм, которого зиждитель – Бог. В храме мы и молимся, и назидаемся, и очищаемся от грехов, и сообщаемся с Богом.»
Святитель Иннокентий Херсонский: «Можно и без храма находить доступ ко Всевышнему, как и находили его некогда праотцы, когда во всем мире не было ни единого храма, и как находят его и ныне те, кои жребием своей жизни удалены от всех храмов. Но тем непростительнее, имея среди жилищ своих селение Всевышнего и приснотекущий в нем источник благодати и освящения, не уметь, или не хотеть черпать из него и оставаться в отдалении по духу от Господа. В таком случае самый храм, вместо того чтобы быть ходатаем за нас, возглаголет противу нас. Что же должно делать, чтобы храм сей принес нам всю душевную пользу? Во-первых, чаще посещать его. Надобно бы посещать, если бы богослужение совершалось и каждый день, ибо отказались ли бы мы быть у царя, если бы он приглашал нас, каждый день? Но тем паче не должно пропускать святого служения, потому что оно совершается только по праздникам. Можно ли не посетить храма Божия в праздники? Это показало бы, что мы не боимся Господа и небрежем о спасении душ своих. Если придет мысль, чтобы в праздник, когда звонят к церкви, остаться, то будь уверен, что эта мысль от лукавого. Он употребляет для сего разные предлоги: то говорит, что у тебя то и то не сделано, займись этим теперь, а в храм сходишь в другое воскресенье. Не обольщайтесь сею мыслью. Много ли наделаешь в тот час, в который бываем в церкви? И пойдет ли дело с успехом, когда ты будешь делать его, не помолившись прежде в церкви, и не испросив благословения Божия? У тех, кои набожны и прилежны ко храму, все дела бывают лучше; а у презрителей святыя церкви самый труд бывает не впрок. Еще говорит иногда враг: «ты не так здоров, останься дома, отдохни». Как будто во храм идут на работу! Там-то и отдых душе и совести! То ли дело, когда поусерднее помолишься: на душе становится легче, а с душою и телу лучше. Теплая молитва ко Господу – наилучшее лекарство от всех болезней.
Посещая храм, надобно уметь стоять в нем как должно; иначе, и быв в церкви, ничего не получишь для души; даже вместо пользы получишь вред… В храм надобно идти с умом чистым, быть опрятно одетым, но без особых украшений; в храме надобно стоять тихо, устремив взор и мысль к Богу и святым иконам. Если необходимо сказать кому что-либо, то сказать кратко и тихо. Должно воздерживать себя от самых естественных движений, дабы не помешать тому, что читается, или поется, например, не кашлять громко, и тому подобное.
Благоустроив себя таким образом, надобно питать душу свою тем, что совершается во храме.
Здесь, во-первых, совершается разное чтение – Евангелия, Апостола, пророчеств, канонов, стихир, молитв. Когда читается все это, особенно Евангелие и Апостол, то вперяй весь ум в то, что слышишь, ибо ты слышишь слово Божие, а слово Божие дороже, как говорит святой Давид, перлов и золота. Как бы ты подбирал, если бы кто сыпал тебе жемчуг или златники? Так подбирай и слова, выходящие из уст читающего в церкви. Кто знает, какое из них подействует на твою душу? По невниманию можно проронить именно то слово, которое для тебя предназначено. Мы видим из жизни святых людей, что они от одного какого-либо слова Евангельского оставляли греховную жизнь, переменялись совершенно и начинали быть святыми. То же может быть и с тобою, если будешь внимателен. А если не будешь, то что бы ни читалось, все пройдет мимо уха и не оставит никакого следа в сердце и, не принеся пользы, обратится в осуждение. «Слово, – говорит Спаситель, – еже глаголах, то судит ему в последний день» (Ин. 12:48). Почему судит? Потому что слышали его без внимания и не воспользовались им. Лучше было бы не слышать его и не знать пути Господня, подобно язычникам. «Аще не бых пришел, – говорит Господь, – и глаголал им, греха не быша имели: ныне же вины не имут о гресе своем» (Ин. 15:22).
Далее, в храме совершаются Таинства, особенно Таинство Тела и Крови Христовой. Это бывает во время литургии, особенно последней части ее. Тут посему потребно особенное и внимание, и благоговение, ибо это время чудес. И когда диакон скажет: «Станем добре, станем со страхом…» соберись со всеми мыслями и чувствами, отложи всякое земное попечение, вообрази, что ты стоишь на Голгофе и пред тобою на кресте Сын Божий, Спаситель твой; или что ты в горнице Сионской, и пред тобою нисходит Дух Святый. Воздень вместе со священником руки к Богу и молись; пади с ним на помост храма, и благодари Бога за неизреченную Его милость. Ибо как не милость, когда на святом престоле приносится в сию минуту за грехи наши Жертва столь великая? Как не чудо, когда обыкновенный хлеб и вино, действием Святаго Духа, обращаются в эту минуту в Тело и Кровь Христову, дабы питать души наши в жизнь вечную?
Когда мы таким образом будем посещать храм Божий, то каждый раз будем возвращаться в домы свои лучшими, нежели как пошли в него: ум у нас будет светлее, сердце спокойнее, совесть живее, упование тверже. Когда мы таким образом будем посещать храм, то все и в домах наших сделается лучше, мы перестанем предаваться невоздержанию, слово гнилое не будет выходить из уст наших, самые худые мысли со дня на день реже будут заходить в наш ум. Аминь»